Кандалакшский заповедник

МИР МОРЯ

 

Фотографии морских беспозвоночных можно посмотреть здесь

Видовой состав растений и животных, обитающих в Белом море, значительно беднее, чем в Баренцевом. Объясняется это такими гидрологическими особенностями Белого моря, как длительный ледовый покров, зимнее охлаждение поверхностного слоя воды, вечный холод на глубинах более 50 м, а также пониженная соленость воды. Однако биомасса как водорослей, так и массовых видов беспозвоночных на побережье Белого моря значительно больше, чем на Мурмане. Это объясняется тем, что на Белом море велика площадь самых богатых жизнью морских горизонтов – прибрежных мелководий, представленных на крутых берегах Баренцева моря лишь узкой полосой.

Знакомство с жизнью моря начинается с литорали - прибрежного участка морского дна, обнажающегося во время отлива. Условия жизни на литорали влияют на сообщество морских организмов, определяют их видовой состав и количество.

На самой верхней части литорали, обнажающейся во время отлива почти на 6 часов, поселяются цветковые растения-галофиты. Морских беспозвоночных здесь мало. Ниже по берегу, галофиты постепенно заменяются бурыми водорослями - фукусами, которые образуют на каменистой литорали сплошной густой покров. На ровной илисто-песчаной литорали встречается цветковое растение зостера. Пыльца ее переносится водой.

Фукусы и зостера заселяют средний и нижний пояса литорали. Здесь в массе обитают различные моллюски, морские черви, ракообразные и другие беспозвоночные животные, которыми кормятся рыбы и морские птицы. На илисто-песчаных литоральных пляжах царствуют черви пескожилы, живущие в норах. Песчаные холмики с характерными колбасками их выбросов занимают всё доступное пространство. В норах живет и другой крупный морской червь – нереис. Во время размножения нереисы в массе всплывают со дна на поверхность воды. В это время их активно поедают рыбы и морские птицы, особенно чайки и гаги. В наших морях довольно много моллюсков, закапывающихся в грунт. Самый известный литоральный вид из этой группы, обитающий на глубине до 40 см – песчаная ракушка мия. С поверхностью грунта она сообщается длинным отростком-сифоном.

На прибойных берегах формируется каменистая литораль. Валуны и камни, как правило, покрыты поселениями усоногих рачков балянусов. По кустам фукуса ползают улитки – литторины, к водорослям прикрепляются гидроидные полипы. В огромном количестве на литорали живут и рачки-бокоплавы, или гаммарусы. Поморы называют их капшуками.

На пологих мысах, вдающихся в море, и на отмелях-коргах формируются мощные поселения мидий – так называемые мидиевые банки. Моллюски, поселяясь друг на друге, формируют многоярусные структуры, распространяющиеся на многие сотни квадратных метров. На мидиевых банках кормятся кулики-сороки, гаги и серебристые чайки.

С ростом глубины воды фукусы и зостеру сменяют гиганты подводного мира – ламинарии, которые относятся к бурым водорослям. Ламинарию иначе называют морской капустой и широко используют в пищевой промышленности и медицине.

На большей глубине растут красные водоросли, или багрянки. К багрянкам относятся и кораллиновые водоросли, в оболочках которых накапливается большое количество извести. Они покрывают камни либо толстой коркой с ветвистыми выступами, либо имеют вид изящных известковых кустиков. Эти водоросли часто называют северными кораллами.

Своеобразна группа крылоногих моллюсков, постоянно плавающих в открытом море. Их «нога», служащая у других моллюсков для ползанья, превратилась в плавники-крылышки. Наиболее известен крылоногий моллюск клион, иначе называемый морским ангелом, хотя он хищник и характер у него совсем не ангельский!

Из других обитателей моря наиболее заметны крупные медузы – аурелия и цианея. Аурелия имеет вид плоского, слабо окрашенного в розовый цвет зонтика с четырьмя темными подковками в середине. Цианея намного красивее. Цвет ее зонтика меняется от желтоватого до темно-красного. От него опускается вниз густой пучок длинных розовых щупалец.

Из донных беспозвоночных наиболее многочисленны морские звезды и морские ежи. Обыкновенный морской еж редок на Белом море, но очень многочислен на Мурмане. Звезд в море около 10 видов, но чаще всего попадается на глаза только самая простая пятилучевая звезда астериас. Звезды других видов чаще обитают на глубине, среди них - многолучевые соластеры и кроссастеры. Число лучей последнего вида - от 8 до 16.

Из ракообразных, кроме балянусов, следует упомянуть рака-отшельника и крабов. Мелкие крабы из рода хиас и более крупный полярный краб литодес обитают как на Белом, так и на Баренцевом морях. Только на Баренцевом море живет акклиматизированный здесь в 60-х годах камчатский краб. В настоящее время численность его велика и он является предметом промысла.

Рыбы

Фотографии можно посмотреть здесь

Многие тысячи морских птиц живут в заповеднике благодаря высокой продуктивности здешних морей.

В питании колониальных птиц Баренцева моря основное значение имеют сельдь, мойва, сайка и песчанка. Наличие в море этих видов рыб, а также трески, пикши, пинагора очень важно для зимующих здесь нескольких тысяч больших крохалей, кайр, чистиков и других птиц. Необходима рыба и для питания тюленей.

На Белом море основными промысловыми видами являются сельдь, навага, треска, камбаловые, семга и сиги. Второстепенное значение для промысла имеют песчанка, пинагор, трехиглая колюшка, бычки, зубатка, бельдюга, маслюк и другие виды. Но все они играют важную роль в питании птиц. Успешность гнездования полярной крачки зависит от времени подхода и численности трехиглой колюшки. Наличие трески, наваги и сельди обеспечивает благополучное гнездование большого баклана и успешную смену наряда нескольких тысяч линяющих здесь крохалей. А бельдюга, маслюк и бычки являются кормом для чистиков.

Икра и молодь многих видов рыб служат кормом для взрослой трески и трехиглой колюшки. Подход в вершину залива, время пребывания и численность белухи зависит от наличия достаточного количества здесь сельди, трески и других пелагических видов рыб. Ихтиофагом является и кольчатая нерпа. О наличии косяка рыбы нередко можно судить по скоплению около него иногда до 300 нерп.