Кандалакшский заповедник

ИНТЕРЕСНЫЕ ВСТРЕЧИ

Интересные встречи птиц и зверей в 2012 г.

 

Остров Ряжков, Белое море

Маленький хищник - горностай

 

Горностай – один из самых мелких хищников, встречающихся у нас. Он принадлежит к числу тех немногих животных, которые зимой приобретают белую окраску. Только кончик хвоста остается черным, как зимой, так и летом, когда мех становится буроватым, с белой грудкой и животом. Хищникам нелегко выследить горностая на белом снегу зимой и среди травы – летом.

 

 

Горностай – быстрый, ловкий и неутомимый охотник. В пищу идут различные грызуны, рыба, яйца птиц и птенцы. Людей не боится, сам очень любопытный и поэтому часто попадается на глаза и позволяет наблюдать за своим поведением.

Летом 2012 года на одном из островов Кандалакшского заповедника – острове Ряшкове – постоянно встречались людям два зверька. Один из них держался в районе кордона инспектора охраны Д.Л. Попова, второй – в районе научной базы. Это был год, «неурожайный» на грызунов, поэтому горностаи обитали вблизи жилых домов, где можно было собирать кое-какое пропитанье на литорали во время отлива или воровать его в кладовках. Нередко их видели с украденной рыбой (свежей, соленой, копченой), а если везло - то и с мясом.

19 июня 2012 года удалось пронаблюдать за горностаем, который выкатил по одному два яйца из-под гаги, гнездившейся под мостками у дома научных сотрудников.

 

 

Видеосъемка. Автор Ирина Харитонова>>

 

За этим его действием наблюдали около 15 студентов и школьников, что не отразилось на действиях зверька. Когда он выкатил третье яйцо, гага ушла из гнезда. Это яйцо у горностая отобрали и положили назад в гнездо, где оставалось еще одно яйцо. А зверьку предложили куриные яйца. Одно положили возле гагачьего яйца, которое он катил в укрытие, второе – возле гнезда.

 

 

Яйцо гаги он укатил под сарай, а куриные так и остались лежать нетронутыми. Гага благополучно высидела свои яйца и увела птенцов на море.

В августе – сентябре горностаев специально подкармливали. Команда катера «Дрейф» В.А. Новожилов и И.А.Соколов в районах кордона и научной базы выкладывали зверькам головы и остатки пойманной трески. Зверьки быстро перетаскивали все в свои склады под крыльцом дома и в дровянике. В сентябре на Ряшкове видели бегающих полевок. Надеемся, что наши горностаи перезимовали благополучно.

 

Бойко Н.С., орнитолог, териолог, старший научный сотрудник заповедника.

Фото Марии Егоровой

 

 

Окрестности острова Ряжков, Белое море

 

 

Дело было в июне 2012 года. Я сидела в скрадке на берегу лесного озера на о.Лодейный. Сидела тихо и наблюдала… Наблюдала уже не первый час за выводком гоголюшки с двумя птенцами. Недалеко плавала пара турпанов. 

 

 

Удивительный вид у этих птиц! Прекрасный и немного мистический… Черный переливающийся блеском фрак, ноздря, как тоннелем, пронизывает яркий клюв, и глаза… удивительные бело-голубые глаза обрамленные белой окантовкой. И под стать ему спутница, одетая в скромный и  строгий темно-коричневый наряд, украшенный двумя белыми пятнышками с каждой стороны головы.

 

 

Вдруг на озеро с шумом приземлилась еще одна птица – самка турпана, а несколькими секундами позже к ней присоединился спутник.

 

 

Сперва  вновь прилетевшие держались стороной… но все ближе и ближе, зигзагами, начали приближаться к собратьям. Гость держался внешне спокойно. То чистил свой мрачный костюм, перебирая перышки разноцветным клювом, то щурил на солнце бледные глаза. Однако все больше напрягался самец из первой пары, все сильнее вытягивалась его шея. И в какой-то момент… раз! И он уже с плеском и шумом налетел на незваных гостей.

 

 

Что тут началось! Крик, шум, брызги… в какой-то момент уже стало невозможным разобраться, где какая птица… они то взмывали черным перьевым клубком над водой, то погружались, потом неожиданно появлялась на поверхности голова, или клюв, или крыло… или это был хвост! В какой-то момент мне даже начало казаться, что дерутся не две, а несколько птиц, столько было шума. Самочки же при этом плавали рядом, успевая уворачиваться от дерущихся . Мол, пусть сами разбираются, главное, нас не трогают. А гостья потом и вовсе улетела…

 

 

В конце концов, один из турпанов в смятении бросился бежать… Именно бежать по воде, подгоняемый победителем. И лишь удалившись на некоторое расстояние, выкрикнул что-то на своем турпаньем языке и улетел вслед за подругой. Я почти уверена, что именно хозяин отстоял свои территории, как почти всегда и случается в птичьем мире.

 

 

Надежда Дорофеева, фотограф, сценарист. Волонтер заповедника

Автор фильма "Морская сорока"

 

 

Окрестности Кандалакши

 

В 2012 году на стандартном маршруте учета птиц (маршрут проходит вдоль отводного канала Нивских ГЭС) посчастливилось наблюдать несколько редких не только для заповедника, но и для Мурманской области, видов птиц. Весной нас порадовали своим присутствием бургомистр и пара серых уток.

 

Бургомистр (Larushyperboreus) – это одна из самых крупных чаек. Оперение бургомистра белое, крылья с очень бледным голубовато-серым верхом и белыми концами, именно белые концы крыльев являются хорошим отличительным признаком, не зная этого их легко можно спутать с серебристыми чайками. Бургомистр распространен в высоких широтах Северного полушария, на скалистых побережьях, в приморской тундре и на арктических островах. Наиболее крупные популяции, более 10 тысяч пар, отмечают на территории Исландии, Аляски, на севере Канады, Шпицбергене и Гренландии. На территории заповедника птиц отмечают на Мурманском побережье Баренцева моря, здесь известны несколько случаев гнездования.

Встретить бургомистра в Кандалакше – большая редкость. Отмечают лишь птиц на пролете, и то не каждый год.

В этом году, 3 апреля, можно было наблюдать молодого бургомистра среди морских и серебристых чаек. Все чайки держались на льду у залива.

 

                 

Бургомистр среди чаек. 3 апреля 2012 г.

 

Серая утка (Anasstrepera) – пожалуй, наиболее известная, после кряквы, утка для жителей центральной и южной части России (предпочитает степные и лесостепные зоны). К северу граница ареала доходит до южной части Скандинавии, Эстонии, Псковского озера, южных частей Смоленской и Московской областей, восточнее северная граница ареала опускается к району Красноярска примерно вдоль долины Оби. Известны залеты и в Ленинградскую область.

В Мурманской области серых уток начали отмечать с конца 60-х годов. Более чем за 50 лет сотрудниками заповедника зарегистрировано всего 5 встреч.

В этом году пара серых уток, начиная с 11 мая и до начала июня, отмечали в морской лагуне, что интересно, держались они обособлено от других видов речных уток, изредка к ним присоединялась пара широконосок.

 

Серые утки. 11 мая 2012 г.

 

P.S. Качество фотографий оставляет желать лучшего, потому как сделаны они на простую «мыльницу», в качестве «телевика» использовалась подзорная труба, в которую, собственно, все и наблюдалось.

 

Толмачева Е.Л., орнитолог, мл. научн. сотр. заповедника

 

Окрестности Лувеньги.

 

В 2011-2012 гг. на материковом побережье и на некоторых островах в вершине Кандалакшского залива была очень высокая численность мышевидных грызунов – полевок и леммингов. Как и следовало ожидать, в этом году увеличилось количество пернатых хищников, особенно сов. В «немышиные» годы они встречаются крайне редко.

 

Прошедшим летом нам удалось отметить 6 видов сов. В нескольких местах наблюдали бородатых и длиннохвостых неясытей, болотных сов, выводки ястребиной совы.

 

                                

Бородатая неясыть                                           Болотная сова                                                Ястребиная сова

 

Размножение некоторых пар ястребиных сов началось, видимо, в середине апреля, т.к. в начале июня уже встречены оперяющиеся птенцы, покинувшие гнездо.

 

На осеннем пролете были обычны мохноногие и воробьиные сычи. При отлове в паутинные сети в августе-сентябре поймано 11 мохноногих и 8 воробьиных сычей. Обычно попадается по 1-2 птицы и то не каждый год.

 

                                         

Мохноногий сыч                                                                              Воробьиный сыч

 

Из других птиц-миофагов на островах Северного и Лувеньгского архипелагов гнездились 2 пары пустельги.

 

         

Пустельга и ее птенцы в гнезде

 

В период осенней миграции в окрестностях Лувеньги сравнительно часто наблюдали полевых луней.

 

Шутова Е.В., орнитолог, ст. научн. сотр. заповедника

 

Интересные встречи птиц в 2010 г.

 

Остров Малый Лицкий, Баренцево море

Первый случай гнездования Белого гуся (Chen caerulescens) в Кандалакшском заповеднике

 

Основной современный ареал белого гуся находится в Северной Америке и Восточной Сибири. В 1998 г. одиночных гусей этого вида наблюдала Т.Д. Панева в районе губы Подпахта у Гавриловского архипелага (Летопись природы. 1999). На архипелаге Семь Островов белые гуси до этого года не отмечались. В Мурманской области этот вид имеет статус : очень редко гнездящийся. Первое гнездование отмечено в 2010 г.

Гнездо белого гуся было найдено 12.06.2010 г. на о. Малый Лицкий. Оно располагалось на краю скалы у небольшой лужи. Гнездо было построено в основном из злаков и содержало немного пуха. На момент осмотра в нем находилось 4 средне насиженных яйца. Одна из птиц имела желтое кольцо с номером «СА8», партнер был без кольца.

 

                

Белые гуси Chencaerulescens, о. Малый Лицкий, 12.06.2010                 Гнездо белого гуся Chencaerulescens, о. Малый Лицкий, 12.06.2010

 

Из центра кольцевания от И.А. Харитоновой была получена информация, что этот белый гусь 09.07.2005 был помечен птенцом в Германии по программе интродукции вида. За 5 лет он трижды регистрировался в Германии (последняя встреча 29.04.2010 г.) и по одному разу в Италии (весна 2006 г.) и Швеции (осень 2009 г.)

При повторном посещении о. М. Лицкий 12.07.2010 было обнаружено, что гнездо белого гуся разорено чайками. Взрослых птиц на острове не было

 

По материалам: Мельников МВ., Осадчий А.В. 2011. Район архипелага Семь островов: Aves Птицы // Корякин А.С. (ред.).

Летопись природы Кандалакшского заповедника за 2010 год (ежегодный отчет). Кандалакша. Т.4: 90-153

 (Летопись природы Кандалакшского заповедника, кн. 56)